07:18 Об осквернении государственной символики |
28 декабря в редакции газеты «Наша Ніва» прошел обыск. В результате исчезли компьютеры, флеш-карты и диски издания. Как отчитался Комитет государственной безопасности РБ, изъятие имущества «Нашай Нівы» было обусловлено «делом о надругательстве над государственными символами». Сотрудники издания предположили, что это «дело» связано с событиями 19 декабря 2010 года в Минске. Этот случай не мог оставить меня равнодушным. Во-первых, я тоже взволнован событиями 19 декабря. Во-вторых, печатался в «Нашай Ніве», и не могу оставаться безучастным. И, в-третьих, меня крайне интересует такая проблема как «надругательство над государственными символами». Интересует в метафизическом и правовом плане, так как я просто не могу взять в толк, что сия прелесть значит. Слово закона Согласно ст. 19 Конституции, символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Законодательством предусмотрена ответственность за надругательство над государственной символикой. Наказание описано в статье 370 Уголовного кодекса. В ней сказано, что под надругательством подразумевается осквернение госсимволики в публичных местах. В свою очередь, осквернение расшифровывается следующим образом – глумление над символикой путем нанесения оскверняющих надписей, знаков, топтания, повреждения или уничтожения (например, сжигание флага), воспроизведения измененных, оскорбительных по содержанию мелодии или текста гимна и т.д. За такого рода поступки человеку грозят общественные работы, штраф, исправительные работы на срок до трех месяцев, или ограничение свободы до одного года. В толковом словаре Ожегова сказано, что надругательство – это «оскорбительное, грубое издевательство, кощунство». Ушаков же указывает, что надругательство – «грубое издевательство, соединенное с оскорблением». В свою очередь «Большой юридический словарь» под редакцией Сухарева утверждает, что издевательство – «это акт умышленного причинения вреда другим, путем словесного запугивания, физического насилия, или другими более изощренными методами принуждения, такими, как манипуляция». Как отмечается в словаре, к издевательству обычно прибегают люди физически более сильные или обладающие большей социальной властью, чем те, кто подвергаются издевательствам. Чем же, в таком случае, является «надругательство над государственной символикой» в философском понимании этой фразы? Во-первых, если надругательство определяется издевательством, следует признать, что издеваться над государственной символикой – мягко говоря, странно. К тому же, чисто понятийно издевательство подразумевает под собой некое социальное и физическое превосходство объекта, который его совершает. Что никак не соответствует практике. Кто сжигает флаги – директора заводов, полковники, министры, президенты? Аккурат наоборот. Флаги сжигают, как правило, люди, которые находятся на социальном дне, и неудовлетворенны своим финансовым положением. Тогда, какое же это издевательство и надругательство, когда флаг сжигают бедняки и политические оппоненты власти? В философском плане речь идет, скорее, об определенном гражданском акте – акте несогласия, недовольства, протеста. Как мы видим, данная расшифровка никак не клеится с юриспруденцией. Американский след Да, следует оговориться, что ответственность за надругательство над государственными символами предусмотрена во многих странах мира. Например, даже жителей США наказывали за публичное сжигание флагов вплоть до 1989 года, пока запрет на это действо не был отменен решением по делу «Техас против Джонсона». Тогда суд признал, что сжигать госсимволику – не более чем акт протеста. Так или иначе, когда мы говорим о «надругательстве над государственными символами», в культурологическом плане имеем дело с таким обычным явлением как «табу». Запреты определяют мораль и олицетворяют эпоху. Но любая мораль – это всего лишь условность, которую довольно просто разрушить методом «исключения крайности». Еще каких-нибудь 400 лет назад сжигать женщин на костре, привязывать к ним камни и топить в реках было абсолютно нормальным явлением. Никто в те годы бы и не подумал заикнуться о правах человека, феминизме и Абигейл Смит Адамс, потому что все знали, что существует «табу». Сегодняшние западные правозащитники видят смерть цивилизации в Коране и мусульманском экстремизме, забывая, что точно такой же путь Старая Европа прошла во времена Крестовых походов. Перечитайте «Песнь о Роланде» и вспомните, как представители католического мира обещали рыцарям – ты попадешь в Рай, если убьешь как можно больше «неверных». «Табу» – это искусственный метод контроля, основанный на физическом и психологическом подавлении личности. Любой запрет очень просто опровергнуть, лишь представив его крайнюю форму проявления. Можно ли вытирать ноги о флаг? В законе сказано, что надругательством является осквернение государственных символов в публичных местах. В таком случае, можно ли вытирать о государственный флаг ноги? Представим, что в Минск прилетает Уго Чавес и по пути в резиденцию наступает в собачье говно. А в самой резиденции, допустим, лежит персидский ковер за 500 тысяч долларов, и ни у кого из служащих по нелепой случайности не оказывается носового платка, и вообще в здании нет половой тряпки. Уго Чавес смотрит по сторонам, замечает государственный флаг РБ и вытирает об него измазанный собачьим говном каблук. Стоит ли в таком случае облагать Уго Чавеса штрафом или отправлять его на исправительные работы сроком до трех месяцев? Или можно простить? Или, к примеру, в республике наблюдается дефицит с половыми тряпками. Люди несут с улицы на своих подошвах грязь, песок, а зимой и соль – в министерства, ведомства и универсамы. Стоит ли разводить грязищу, или можно постелить на входе государственные флаги? Что мы от этого теряем? Государственный флаг как лекарство от свиного гриппа 2012 год. Всемирная организация здравоохранения объявляет, что планету накрыла пандемия свиного гриппа. Жителям Беларуси необходимы марлевые повязки, но «Несвижский завод медицинских препаратов» пребывает в экономическом коллапсе, и марлевых повязок нет. Тогда пенсионеры и победители «Дожинок» снимают со стен государственные флаги и начинают шить из них спасательные «намордники». А потом появляются в таком красно-зеленом виде в публичных местах… Стоит ли их арестовывать, облагать штрафами и отсылать на исправительные работы сроком до трех месяцев? Или можно все-таки понять этих ранимых людей, войти в их положение и простить гражданскую незрелость? Государственный флаг вместо дров И вообще вдруг происходит что-то страшное. Землетрясение в 8 баллов. Или до Беларуси докатываются волны японского цунами. На улицах разруха и мародерство. Города лежат в шелухе из битого кирпича. Электричества нет, TUT.by не работает, канализационная жижа всплыла на поверхность. Людям нечего есть. Холодно. Новый Сталинград… Можно ли в таком случае разжигать костры в публичных местах при помощи государственного флага? Можно ли, испытывая психологический шок, издеваться над Государственным гимном и перепевать его, как тебе вздумается. Кому-нибудь от этого станет хуже? Или все-таки арест, штраф и исправительные работы сроком до трех месяцев? Трусы, телепузики и легкие покусывания И отчего такие двойные стандарты? В публичных местах, значит, топтать и поджигать флаг нельзя, а дома и в гостях, получается, можно?! И ведь не сказано конкретно, что значит «надругательство». У каждого ведь об издевательстве и глумлении свое представление. Вот, допустим, многие мои знакомые уверены, что никто так не издевается над жителями Беларуси как Женя Булка и соведущие по программе «Кухня». Сам-то Женя Булка наверняка думает, что он не издевается, а шутит. Но повальное большинство телезрителей в сердцах требуют штрафа, ареста и исправительных работ сроком до одного года. Или пришел, к примеру, человек в публичное место и говорит: «Смотрите! Я фокусник! Вот что умею! 10 лет тренировался!» И силой взгляда поджигает государственный флаг. А тут его неизвестные в штатском под руки, и все годы практики насмарку…Или чиновник-идеолог весь рабочий день сидит в кабинете, поет оды государственному флагу, а приходит домой и плюет на него с порога. Такой вот у него дома специальный флаг есть… Что с таким человеком делать? Раз не в публичном месте надругательство совершенно, значит, с рук сойдет? Что можно, а что нельзя делать с государственными символами? Например, на флаг наверняка нельзя мочиться и опорожняться. А можно ли его надевать на то причинно-следственное место, из которого все беды человечества и происходят? Не является ли это надругательством? Не грозит ли арестом, штрафом и исправительными работами сроком до трех месяцев? Или вот сказано, что флаг нельзя рвать? А ведь не сказано – чем. Руками, ногами, зубами, ножом? И, если зубами, то можно ли в таком случае, флаг облизывать, кусать или жевать? Чем чревата подобная челюстная гимнастика? А можно ли из государственного флага лепить снежные скульптуры? Например, такие? Чтобы не догадаться, кто это: Губка Спанч Боб, телепузики или персонажи из японских анимэ. В какой стране мы живем? Причем здесь вообще Япония? …………. «Табу» рушатся и возникают. Мораль шаткая, как дом из спичечных коробков. Кто над чем надругался, кто кого зацепил? Все ответы давно прозвучали, перечитайте «Песнь о Роланде». Флаги сгорают, как время. Компьютеры выносят на майнд-контроль. А ночью проснешься в поту. Снова приснилось, что свой государственный флаг есть даже в Раю. |
|
Всего комментариев: 0 | |